dronova_nona (dronova_nona) wrote,
dronova_nona
dronova_nona

Categories:

Где мы учились ювелирному делу?

Я с большой любовью вспоминаю мое обучение ювелирному делу в Московской школе художественных ремесел.

219.04 КБ
Привожу материал из Википедии об этом прекрасном учебном заведении. Совсем недавно его переименовали и оно стало называться Институтом традиционного прикладного искусства и стало филиалом Высшей школы народных искусств (Санкт-Петербург).

Московская школа художественных ремесел

[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Московская школа художественных ремесел — учебное заведение профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

Московская школа художественных ремесел (далее — МШХР) начала свою образовательную деятельность в 1938 году. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны работа школы была временно приостановлена, а в 1943 году решением Совета Народных Комиссаров возобновлена. С самого начала деятельность школы была направлена на подготовку специалистов для предприятий народных художественных промыслов и ориентировалась на традиции народного декоративно-прикладного искусства и отечественной художественной педагогики[1] При поступлении в Московскую школу художественных ремесел надо было сдать вступительные экзамены по рисунку (натюрморт из трех предметов), живописи, а также по композиции. Поступить было очень сложно. Всего на ювелирное отделение каждый год брали 15 человек.

Весь необходимый инструмент на первом курсе ребята старались сделать своими руками. Так, из стали «серебрянка» делались оправки, воронила, корнейзеры. Паяли из латунных трубок паяльные пистолеты.

Все учебные задания на уроках мастерства студенты изготавливали из латуни, так как латунь по своим технологическим свойствам близка к золоту 585-й пробы. А дипломную работу делали или из серебра, или из мельхиора. В качестве вставок использовались или стекла, или поделочные камни, чаще всего яшма и агаты.

Обучение гравированию занимало около полугода на втором курсе обучения. Курс начинался с того, что учащиеся должны были самостоятельно изготовить для себя комплект инструмента и приспособлений. Это были штихиля разных профилей, граверная подушка и пластины из латуни. Затем начинался сам процесс обучения гравированию. Первыми были самые простые упражнениятипа проведения прямых или изогнутых линий, обязательно одной толщины и без срывов. Курсовая работа включала в себя изготовление копии гравюр старых мастеров, к примеру гравюру Дюрера.

Обучение составляло три года. В первый год студенты учились делать единичные изделия из латуни с разными видами накладок и закрепок. Во второй год осваивали гравирование, эмалирование, изготовление браслетов. Третий год — изготовление диплома по своему проекту и производственная практика на одном из ювелирных заводов. Параллельно производственному обучению студенты изучали народные художественные промыслыэстетикуисторию искусств, композицию, рисунок, живопись,скульптуру.

Преподаватели творческих дисциплин старались прививать творческий подход к проектированию. Но не все студенты их понимали, потому что в те времена индивидуальность не ценилась, а особым мастерством считалось точно скопировать что-то с картинки.

Летние практики по живописи и рисунку, так называемые пленеры, проходили в московском Ботаническом саду. В течение двух недель студенты рисовали растения и цветы. Потом эти рисунки перерабатывались на уроках композиции при проектировании ювелирных изделий.

По окончании училища выпускникам чаще всего присваивался третий или четвертый разряд ювелира-монтировщика. Всего в сетке существует шесть разрядов. Для того чтобы получить четвертый разряд, требовалось сделать колье или сложный браслет с шарнирами и большим количеством камней, закрепленных фаден-гризантом.

Чаще всего выпускников распределяли на московские ювелирные заводы. Но это были рабочие должности, и надеяться стать художником или инженером не приходилось. Некоторые выпускники устроивались работать в мастерские службы быта, где принимались заказы на изготовление изделий от населения.

Многолетний опыт педагогического коллектива Московской школы художественных ремесел стал основой для создания многоуровневого образовательного учреждения высшего профессионального образования — Высшей школы народных искусств. К примеру, профессор, доктор технических наук Дронова Нона Дмитриевна закончила МШХР в 1981 году[2]и работает в учебном заведении профессором на кафедре «Ювелирное искусство»

С 2003 года Московская школа художественных ремесел [3].становится филиалом Высшей школы народных искусств, которая была открыта в самом центре Санкт-Петербурга в красивейшем старинном особняке. Этот вновь открытый художественный институт имеет хорошие традиции. Он представляет собой многоуровневое государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Высшая школа народных искусств включает в себя институт, готовящий художников декоративно-прикладного искусства по специальности «Декоративно-прикладное искусство»; колледж, выпускающий художников-мастеров по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; школу-интернат, где дается общее среднее образование с углубленным[4] изучением традиционного прикладного искусства и иностранных языков.

Сегодня выпускники школы могут трудиться мастерами-исполнителями, ведущими художниками и художниками творческих групп, заниматься индивидуально-творческой, дизайнерскойпредпринимательскойэкспертной деятельностью, вести преподаваниеспециальных дисциплин и исполнительского мастерства в учебных заведениях среднего, дополнительного и профессионального образования разного уровня. Материальная и научно-методическая база Высшей школы народных искусств и Московской школы художественных ремесел формировалась более 100 лет[3].

Много лет руководит (с 1984 года) Московской школой художественных ремесел и Высшей школой народных искусств Максимович Валентина Федоровна[1].

С 4 октября 2007 года Московский филиал Высшей школы народных искусств переименован в Институт традиционного прикладного искусства. Многие заслуженные ювелирыхудожники и ученые России закончили Московскую школу художественных ремесел.

С 1984 года Московской школой художественных ремесел и Высшей школой народных искусств Максимович Валентина Федоровна, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования.

[править]Примечания


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments