dronova_nona

Categories:

Образование в области ювелирного искусства до революции

История Московского государственного художественно-промышленного университета имени  С.Г. Строганова

В 1825 году графом С.Г. Строгановым  основано художественное училище,  первоначально именовавшееся «рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам». В 1918 году Строгановское училище было преобразовано в Свободные государственные художественные мастерские, затем во ВХУТЕМАС, затем во ВХУТЕИН, который в 1930 году разделился на несколько самостоятельных институтов. В 1945 году Строгановское училище было воссоздано как Московское высшее художественно-промышленное училище.

Обучение ювелиров до революции  

В 1876 году по указу Александра Второго  на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном А.Л. Штиглицем,  было основано Центральное училище технического рисования (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В.И. Мухиной). Цели и задачи училища перекликались с концепцией реформы художественно-промышленного образования Г. Зеплера, который предложившего создать специальные учебные заведения, программы которых опирались бы на синтез художественных и технических дисциплин и практический опыт прошлого. Для изучения художественного опыта прошлых эпох при училище был создан музей  произведений прикладного искусства, фонд которого уже к началу 20 века стал одним из крупнейших в своем роде музейных собраний Европы.

Выпускники училища фактически создавали дизайн изделий, выпускавшихся всеми крупными фабриками и заводами России, принадлежавшими  фирме К. Фаберже. В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-технические мастерские, которые, в свою очередь, в 1922 году были преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий. 

Недостатки в обучении ювелиров до революции

В 1914 году главный специалист фирмы Фаберже Ф. Бирбаум посетил Екатеринбургское художественное училище. Здесь он выяснил причины художественной отсталости производства:

- полная оторванность школы от производителей;

- недостаток средств училища;

- низкий уровень заработка на месте, который удерживает учеников от желания посвятить себя камнерезному делу. 

Для обеспечения нормальной подготовки мастеров Бирбаум предложил ряд мер государственной  поддержке, в частности  командирование наиболее способных учеников  в петербургскую мастерскую и субсидирование их обучения как фирмой,  так и училищем.    

 Основание школы  народного искусства

 Школа  народного искусства была основана более ста лет назад  русской императрицей  Александрой Федоровной Романовой. Она вела  широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского патриотического общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа народных ремесел, которая с  12 октября 1912 года официально стала называться  школой народного искусства. С  декабря 1913 года название меняется, теперь это  школа народного искусства Ея Великой Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Учебное заведение просуществовало шесть лет и потом после революции была закрыта.
 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded