dronova_nona

Categories:

Монография Дронова Дмитрия о культуре ювелирного дела

Историческое своеобразие социодинамики русской ювелирной культуры (1часть)

 

Выдающийся советский социолог и культуролог ХХ века Питирим Сорокин  считал, что «всякая культура есть не просто  конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все  составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом, и  выражают одну, и главную, ценность»[41].

Цель  социодинамики  культуры, как отмечает в своей монографии А. Моль [27, с. 20] «выработать принципы  воздействия на культуру, на ее эволюцию. При этом, поскольку культура непрерывно изменяется, приобретает в каждую эпоху новое  содержание, социодинамика должна быть направлена не на содержательную сторону культуры — идею Бога, идею Родины или идею эволюцию. Подход этот должен соответствовать двум возможным установкам индивидуума по отношению к эволюции: «прогрессивной» — когда индивидуум желает, чтобы эволюция  ускорила  свой ход, и «консервативной» — когда индивидуум  хотел бы замедления эволюции».

Исследование исторического своеобразия социодинамики русской ювелирной культуры осмысливает социальные изменения в контексте их культурной значимости, не замыкаясь в кругах собственно культурных фактов и культурных процессов. Ювелирная культура в России - это относительно самостоятельная область культуры, имеющая свою долгую историю, последовательность в преемственности форм, социальную динамику. Специфика основных механизмов в рассматриваемой сфере декоративно-прикладного искусства  связана с существенным и разноплановым влиянием изменения экономической, политической жизни и, прежде всего  экологии.  В конкретных исторических условиях эти общие социальные факторы по-разному сочетались с особенностями развития  русской ювелирной культуры, которая с самого своего зарождения в эпоху палеолита всегда характеризовалась  самобытными духовными и  стилевыми национальными традициями и чуждалась механических однообразных черт ремесла. Тонкая неподражаемая красота, изумительная по линиям и краскам, характерна для  всех русских ювелирных изделий, будь они созданы в столицах или в провинции. Несколько поколений российских мастеров создали самобытную ювелирную культуру, в основе которой, по мнению художника Ф.Н. Бирбаума, было сочетание двух факторов - «национального художественного творчества и культурных потребностей эпохи»  [47, с. 164].   Каждый этап развития русской ювелирной культуры отличался определенной исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов ювелирной культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, отношения между художником и государством, влияющие на систему принципов, норм и правил,  социодинамику ювелирной культуры.  

Много ценных открытий в истории русской ювелирной культуры сделали археологи, доказав, что первые проявления ювелирной культуры народов, живших  в полях и лесах Великой Русской равнины, датируются  тридцатыми тысячелетиями  до н.э. Зарождение ювелирной культуры  можно объяснить с помощью механизма; предложенного А. Молем [27, с. 79] «cначала украшениями были простые вещи, которым приписывались магические свойства: цветы, перо,дерево, кость,камень, рисунки на теле и т. п. Это процесс отождествления знаков, составляющих элемент с теми знаками, которые хранятся в памяти индивидуума как некоторые «внутренние» наборы знаков,  с дальнейшим восприятием их как глобальных форм, предусмотренных самим сочетанием знаков – некоторой заключенной в форме предсказуемости, понятности». Археологическиенаходки на территории России указывают, что  по крайней мере  20 тысяч лет тому назад жители владели искусством резьбы по кости (браслеты из бивнямамонта), изготовляли ожерельяиз ракушек, и первым системообразующим социокультурным слоем в развитии ювелирного творчества была языческая культура.  Ее значение в истории русской культуры определяется, прежде всего, тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, занимавшие одну из самых больших территорий в древние времена; во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры. В этом отношении А. Ш. Викторов [9] отмечает что, «в отличие от христианства, язычество славян было открытой неустойчивой системой, состоящей из многих историко-культурных пластов, содержащих различные верования, ритуалы и представления, которые причудливым образом дополняли и видоизменяли друг друга».  

Языческая  культура  наиболее полно нашла отражение в культуре обработки камня, для зарождения которой потребовались многие десятки тысячелетий, так как геологические условия европейской части России резко отличались от условий Западной Европы, Средней Азии и Среднего Востока. А.Е. Ферсман [48, с.8] писал: «Хорошего каменного материала в нашей стране было мало, в противоположность Западу, где культура камня возникла вокруг прекрасных и многочисленных месторождений его… И хотя на Западе на смену палеолиту пришел век полированного камня, у нас в России еще очень долго применялись грубо отесанные кремни - грубые изделия старого палеолитического типа». Именно изделиям с цветными камнями  приписывали сверъхестественные качества,  и долгое время  считалось,  что камни и изделия,  сделанные из них, избавляют и предохраняют от некоторых болезней и придают дополнительную силу. 

А.Е. Ферсман так описывает зарождение мотивации для  исследовательской деятельности у первобытного человека «Яркие краски речной гальки, прозрачность горного хрусталя, красота самоцвета не могли не привлечь внимание человека. Появился новый стимул для изучения камней, и человек начинает предпринимать далекие странствования в поисках их».  Именно в этот период «при находках новых материалов или методов обработки этих материалов включается новый механизм, развиваются частичное запоминание, взвешивание и ассимиляция в зависимости от таблицы ценности». Таблица ценностей перед первыми мастерами по обработка камня и металла предстает как эталонная система, то есть как семантическое пространство индивидуума, позволяющая ему помещать должным образом новый элемент» [27, с.81].  

Человек провел границы вокруг своих владений и стал защищать их, усовершенствовать приспособления для обработки камня. В распоряжении человека  появился излишек, который он мог использовать для обмена на другие товары. Этот этап жизни человечества Т. Веблен [8 ] назвал миролюбивой стадией. Ранее не существовало ни собственности, ни обмена или механизма цен. Уже впоследствии, когда был накоплен избыток материальных благ, военачальники и жрецы сочли выгодным править остальными людьми, потому что к этому времени часть населения была освобождена от необходимости участвовать в производственном процессе. Таким образом началось зарождение института праздного класса. По мере того как мирные занятия исчезали, уступая место грабежам и военным походам, зародилась и углублялась хищническая стадия развития. Именно на этой стадии развития  начал подавляться генетически свойственный индивиду инстинкт мастерства. Если прежде человек боролся с природой, то теперь ему приходилось сражаться в основном с другими людьми. В центре нового образа жизни воцарилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded