dronova_nona

Categories:

История возникновения культуры камня в России

В 1817 году в условиях огромного интереса и любви к камню в Петербурге было создано первое в России минералогическое общество. В ХIХ веке в России камнеобрабатывающее искусство достигло высочайшего уровня. Всему миру известны великолепные дворцы Петербурга: Зимний, Строгановский, Царского села, Петергофа и Павловска,  а также изумительные по красоте соборы: Исаакиевский, Петра и Павла, при постройке которых были использованы разнообразные мраморы, яшмы, кварциты, малахит, лазурит, родонит и другие камни России. На весь мир прославился уральский малахит.  Увлечение самоцветами привело к открытию в 1820-1850 годах  замечательных месторождений: алмаза, изумруда, топаза, рубеллита, рубина и  демантоида. Наличие богатых месторождений послужило толчком к созданию ограночной  и ювелирной промышленности. В 1842 году начали свою деятельность Густав Фаберже (отец знаменитого ювелира Карла Фаберже) в магазине на Большой Морской улице и Ж. Вальян на Итальянской.  Несколько позже, в 1846 году, московский мастер И. Сазиков открыл торговлю в Русском магазине на Невском проспекте. В Москве филиал магазина Фаберже находился в доме №4 на Кузнецком Мосту. Улицу Кузнецкий Мост называли «бриллиантовой улицей Москвы». В Пассаже Солодовникова продавали свои изделия И. Хлебников и М. Ломбардо,  в доме №1 Страхового Российского общества П.Овчинников, недалеко были магазины Ф. Лорие, фирмы семьи  Болин, придворного часовщика П. Буре и,  наконец, отделение знаменитой французской ювелирной фирмы «Бушерон».  В «обществе, покоящемся на основе товарного производства» (как обозначил капитализм К. Маркс), основным гарантом престижа становится капитал, а сопутствуют ему в качестве символов престижа прежде всего вещи, воплощающие, как единственный «инвариант», - стоимость достаточно большой величины. По мере того  как буржуазия все более прочно становилась на ноги, у нее формировалась потребность обустраивать мир по своему образу и подобию. Престижное потребление в этой связи получало дополнительные стимулы и определенный простор для своего развития. В Санкт-Петербурге Невский проспект стал самой блестящей улицей города. От его начала до Аничкова моста расположились все модные магазины, в том числе  ювелирные. Одним из самых известных был знаменитый Английский магазин, который с конца 1830-х годов был основным поставщиком столового серебра для Императорского двора. Возросший интерес к товарам престижного потребления (а к ним относятся и ювелирные изделия), можно объяснить гипотезой, выдвинутой Т. Вебленом [8], согласно которой капитализм подчиняет присущим ему формам производства значительную часть мелкобуржуазных слоев. Это выражается, в частности, в том, что все большее число вчера еще более или менее независимых мелких производителей превращается в наемных рабочих и служащих. Вместе с тем у человека, который еще недавно был относительно самостоятельным мелким буржуа, как бы по инерции сохраняется стремление отделять себя от рабочего класса, рассматривать свою принадлежность к фабрично-заводским рабочим как явление временное, незакономерное, связанное с превратностями его индивидуальной судьбы. Естественно, что такой мелкий буржуа, становясь рабочим, все еще будет стараться выразить свою «внутреннюю непричастность» к миру наемного труда, выразить во всем,  в том числе в вещах, которые он стремится приобрести. Потребление, хотя бы отчасти, является для такого человека компенсацией за утраченную им прежнюю самостоятельность. Потребительские товары становятся в этих условиях символами, означающими то, что человек продолжает причислять себя к социальному слою, к которому он в действительности больше не принадлежит.  Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов. Важным фактором развития нового витка русской ювелирной культуры  стала организация всероссийских и всемирных выставок художественно-промышленных и мануфактурных товаров в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве. Первая всероссийская выставка состоялась в Петербурге в 1829 году, затем они регулярно повторялись каждые два-три года. С 1851 года стали проводить всемирные выставки в Европе и Америке, в которых Россия принимала участие. Так,  на  выставке публика толпами сбегалась посмотреть на камнерезные работы малахитной  фабрики Демидовых, Екатеринбургской гранильной фабрики и Колыванских заводов в Лондоне (1851). Мастера этих предприятий создали огромное количество уникальных изделий: ваз, столешниц, колонн и торшеров. В заключение жюри Первой Всемирной выставки по поводу экспонирующихся на ней яшмовых ваз написано: «Мы не думаем, чтобы столь грандиозные и так хорошо сделанные произведения были когда –либо исполнены со времен греков и римлян»[40, с.22] «Перлом» выставки были признаны высокорельефные мозаичные изделия Петергофской гранильной фабрики, которые считались одним из чудес «хрустального» дворца, отличающихся удивительно точной передачей натуры. Принц Валлийский в шутку даже изъявил желание съесть аметистовую ветку сочного винограда работы мастера  М. Коковина.  Уже первые выставки выявили необходимость тесной связи между промышленным производством и художником и продемонстрировали возможность «выйти из битой колеи подражания и рутины». 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded