dronova_nona (dronova_nona) wrote,
dronova_nona
dronova_nona

Category:

Немного русской ювелирной истории

Формирование русской ювелирной промышленности

        Формирование русской ювелирной промышленности началось в середине XIX века. До этого ювелиры работали, выполняя заказы императорского двора, церкви или богатых клиентов. Одним из стимулов для перехода от ремесленного к промышленному производству ювелирных изделий была отмена крепостного права, обусловившая увеличение у населения объема денежных средств, а следовательно, и рост его покупательной способности. Логика финансового развития потребовала укрупнения производства, что отразилось на динамике формирования рынка.
Миф о том, что производитель откликается на запросы рынка, давно не актуален. Любой профессионал прекрасно знает, что уже с конца XIX века ювелиры сами формировали спрос. Главной их целью было создание ассортиментного разнообразия товаров для удовлетворения как ценовых, так и эстетических требований представителей разных социальных групп.

Наиболее прославленные русские мастера

Фирма Фаберже была основана в 1842 году в Петербурге Густавом Фаберже, а мировую известность получила при его сыне Карле Фаберже, возглавившем дело в 1872 году и ставшем поставщиком царского двора, придворным ювелиром. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне и поставляла изделия не только российскому двору, но почти всем императорским и королевским дворам Европы, Азии и Африки. Ассортимент фирмы был весьма разнообразен: от уникальных пасхальных яиц, делавшихся по специальным заказам членов царской семьи, до бытовых предметов более или менее массового спроса. Карл Фаберже многие годы безвозмездно исследовал и реставрировал предметы для музеев, что позволило ему в совершенстве изучить приемы античных мастеров. В 1882 году на всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве он экспонировал коллекцию золотых украшений, представлявших собой копии с древнегреческих произведений из Керчи, хранившихся в Императорском Эрмитаже. Изделия фирмы были удостоены золотой медали. Сила Фаберже как предпринимателя заключалась в его проницательности, умении чувствовать запросы рынка, улавливать интересы и желания своих клиентов.

На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге первое место как по изяществу рисунка, так и по совершенству работы было отдано фирме «Карла Эдуарда Болина», получившей и высшую награду выставки - право использования Государственного герба. Умение подбирать камни, создавать из них гармоничные сочетания и великолепно закреплять их в тончайших оправах традиционно отличало продукцию фирмы на протяжении всего ее существования.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии особое внимание привлекли работы мастеров Ивана Хлебникова: братины, чарки в древнерусском и византийском стилях и чайные корзины с покрывающими их полотенцами. Последние были сделаны так натурально, что многие из посетителей принимали их за сотканные из льна и удивлялись, зачем ткани попали в коллекцию серебряных вещей.

Совершенно новым в ювелирном деле стали небольшие скульптурные фигурки из драгоценных камней, выполненные искуснейшими резчиками Кремлевым, Свешниковым, Дербишевым и другими мастерами, умевшими тонко выявить природную красоту камня, тщательно и искусно отполировать его. Правильный подход к материалу, стремление показать его декоративные качества – основные достижения русской школы обработки камня.

        Первые ювелирные мастерские и ювелирные магазины

        В 1830-х годах в Санкт - Петербурге работало несколько сотен ювелиров и мастеров золотого и серебряного дела. Невский проспект стал самой «блестящей» улицей города: от его начала до Аничкова моста распологались все модные магазины. Одним из самых известных был знаменитый Английский магазин - с конца 1830-х годов основной поставщик столового серебра, драгоценных шалей и модных тканей для Императорского двора.

        В 1840-е годы в столице появились мастерские и магазины, созданные молодыми ювелирами. В 1842 году начали свою деятельность Густав Фаберже в магазине на Большой Морской улице и Жан Вальян -на Итальянской. Несколько позже, в 1846 году, московский мастер Иван Сазиков открыл свою торговлю в Русском магазине на Невском проспекте.

        В Москве филиал магазина Фаберже находился на Кузнецком Мосту, в доме № 4. Улицу Кузнецкий Мост называли бриллиантовой улицей Москвы. В Пассаже Солодовникова продавали свои изделия И. Хлебников и М.Ломбардо в доме № 1 Страхового Российского общества П.Овчинников. Неподалеку расположились магазины Ф. Лорие, фирмы семьи Болин, придворного часовщика П.Буре и, наконец, отделение знаменитой французской ювелирной фирмы «Бушерон».

       Первые ювелирные выставки

       Важным фактором развития ювелирного производства стала организация всероссийских и всемирных выставок художественно-промышленных и мануфактурных товаров в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве. Первая всероссийская выставка состоялась в Петербурге в 1829 году, затем они регулярно повторялись каждые два - три года. С 1851 года стали проводиться всемирные выставки в Европе и Америке, в которых Россия принимала участие.

        Уже первые выставки выявили необходимость тесной связи между промышленным производством и художником и продемонстрировали возможность выйти из битой колеи подражания и рутины.

        Ювелирные специальности   на ювелирных мануфактурах

        На фабриках мастера работали по следующим специальностям: чеканщики, эмальеры, граверы, монтировщики, штамповщики, резчики, сканщики и др. На крупных производствах Овчинникова, Хлебникова имелись даже специальные мастерские - чеканные, эмальерные, гравировальные. Владельцы фирм стали приглашать скульпторов, архитекторов, рисовальщиков и платили им большие деньги (до 10 тысяч рублей в год) за создание оригинальных моделей, которые становились собственностью фирмы.

Самая большая российская ювелирная фабрика

        Самым большим по размерам ювелирным учреждением в Российской империи была московская фабрика Фаберже. На ней трудилось около трехсот мастеров различных специальностей ( в Петербурге - около ста).

Фабрика была оснащена самым современным оборудованием, располагала богатым выбором штампов и сильными прессами специальной конструкции. На ней делали культовые предметы, столовые приборы, серебряную утварь.

        Сотрудники московского филиала одинаково учитывали потребности высших классов общества и среднего сословия, поэтому заботились не только об удовлетворении роскошными и дорогими предметами самого утонченного вкуса знати, но и об изготовлении недорогих и доступных по цене изделий для лиц небогатых. При этом всякий предмет, будь даже его стоимость не выше одного рубля, изготавливался с должной тщательностью и прочностью.

        Клиенты ювелирной фирмы Фаберже

        В результате клиентами фирмы Фаберже стали не только члены императорской семьи и высший свет; предметы сервировки стола и украшения покупали в его магазинах даже квалифицированные рабочие. Их заработок составлял 100-120 рублей в месяц, что по тем временам было равнозначно жалованию чиновника среднего ранга или командира роты в чине штабс-капитана.

        Как поступали в фирме Фаберже с украшениями, не проданными в течение года

        Все прейскуранты фирмы Фаберже сопровождались информацией о том, что, если вещи, выставленные в магазинах фирмы, не будут проданы в течение года, они пойдут в переработку.

     

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments